Это единственная православная церковь в Одессе, которая ни разу не прекращала свою работу. Наверное, потому, что за нее «вписался» сам академик В. Филатов.
копировать
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО
20 февраля 1884 года Одесская городская дума дает отмашку на строительство церкви на территории Нового кладбища. Оно войдет в историю Одессы как Второе христианское кладбище, а церковь получит имя в честь Святого Дмитрия, митрополита Ростовского (в миру Даниил Саввич Туптало).
Даниил Туптало (в церковном мире — Дмитрий Ростовский) родился в 1651 году в Киевской области. Сделал хорошую церковную карьеру, дослужившись до звания митрополита Ростовского и Ярославского. Написал много церковных книг. Пользовался авторитетом в тогдашнем верующем сообществе. После смерти канонизирован и разобран, естественно, на мощи. День памяти — 21 сентября (4 октября по новому стилю). В 1760 году в его честь назвали крепость, от названия которой произошло название города Ростова-на-Дону.
Но вернемся к церкви. Подрядчика городским властям удалось найти только через полтора года, к июню 1885-го. Строительством храма по проекту архитектора Георгия Мелетьевича Дмитренко занимаются инженеры Плановский и Гайновский. На счету у Дмитренко очень много объектов в Одессе: в частности, именно его переделка «Лондонской» сделала гостиницу такой, какой мы ее видим сейчас.
Церковь строят на деньги города.
Закладывают будущую церковь 14 июля 1885 года. Освящает ее епископ Никанор. Церковь построена в русском ярославском стиле с добавлением нестандартных для классического православного храма архитектурных решений. Строили очень быстро, и уже через два года здание было готово, правда, вообще без внутренней отделки. Строители во все времена — это строители, и, естественно, в выделенную смету, как и большинство строителей, они не уложились. Для завершения работ пришлось снова залезть в карман городского бюджета. В итоге новая церковь обошлась городу почти в два раза дороже, чем планировалось: 25 тыс. рублей планировали, 45 тыс. рублей потратили.
копировать
Весной 1888-го кладбищенская церковь была готова. В то время на Новом кладбище только начинали захоронения, так что храм оказался единственной и главной доминантой практически пустого поля. Освятил храм в октябре того же года тот же епископ Никанор. С тех пор в церкви ни разу не прекращались службы.
копировать
копировать
копировать
копировать
ПРИ БОЛЬШЕВИКАХ
Новая власть большевиков усердно боролась с религией, но храм святителя Димитрия Ростовского, в отличие от многих других одесских церквей, закрыт не был. Сыграло свою роль, возможно, и то, что находился храм на кладбище, и то, что за него «вписался» сам знаменитый офтальмолог Владимир Петрович Филатов. Большевики тоже иногда слепли, знаете ли, поэтому не могли не пойти навстречу такому уважаемому человеку. Благодаря Филатову у Одессы остался не только цветок-фонтан на Соборной площади, но и целый храм.
Владимира Филатова похоронили рядом с храмом, который он спас от уничтожения.
копировать
копировать
копировать
В 2018-м храм отметил свое 130-летие!