31 августа 1986 года в 23 часа 12 минут при выходе из порта Новороссийска круизное судно «Адмирал Нахимов» сталкивается с сухогрузом «Петр Васёв». По официальным данным, погибают 423 человека. В СССР о трагедии сильно не рассказывают, чтобы не огорчать граждан, страна и так еще не оправилась от аварии на Чернобыльской АЭС.
31 августа 1986 года в 23 часа 12 минут при выходе из порта Новороссийска круизное судно «Адмирал Нахимов» сталкивается с сухогрузом «Петр Васёв». По официальным данным, погибают 423 человека.
И уроков из этой трагедии мы так и не извлекли!
BERLIN. III
1938
Приписан этот наш трофей к Одессе, судовладелец — Черноморское морское пароходство. Первым капитаном становится Николай Антонович Соболев.
В этом же году во время Карибского кризиса (когда СССР и США чуть не жахнули друг в друга ядерными ракетами) «Нахимов» перевозит на Кубу советских «сельскохозяйственных рабочих-ихтамнетов». В 1979 году он еще и секретно возит кубинских солдат в Африку.
В общем, «Нахимыч» был таким себе пароходом
на все случаи советской жизни.
1984
В 1984 году капитаном «Адмирала Нахимова» становится 56-летний Вадим Георгиевич Марков, которого перевели с международных линий. Это опытный капитан.
КАТАСТРОФА
В 1986 году сошлось вместе все: советское разгильдяйство, человеческая алчность, просто случайность – короче, все то, что привело к самой крупной морской катастрофе в СССР.
Ирония судьбы заключается еще и в том, что именно в этом году было принято решение списать «Нахимов» по причине морального и технического износа. И так случилось, что именно в этом году «Адмирал Нахимов» столкнулся с сухогрузом «Петр Васёв».
29 АВГУСТА
В 22:00 судно должно было выйти в море и отправиться в Сочи.
Должно было…
31 АВГУСТА, 22:00
От 15-го причала новороссийского порта пароход «Адмирал Нахимов» отходит с задержкой. Именно эти 10 минут многие считают главной причиной его гибели. 10 минут — это время ожидания опоздавшего на борт начальника управления КГБ по Одесской области генерал-майора КГБ А. Крикунова с семьей. Этих товарищей очень сильно ждал капитан «Нахимова» Вадим Марков, у которого на кагэбэшника были свои планы… Крикунов с семьей тоже погибнет: его жена с дочерью утонут в своей каюте, а сам генерал-майор попытается с малолетним внуком выбраться наружу, но дальше трапа, ведущего на верхнюю палубу, уйти не сможет.
По правилам, «пассажир» должен пропустить сухогруз, но капитан «Нахимова» уговаривает пропустить его первым. Ширина выхода из порта 9 (внимание!) километров.
И на этом громадном расстоянии эти два судна
умудряются найти друг друга!
Капитан «Нахимова» Вадим Марков спешит накрыть поляну для генерал-майора КГБ Крикунова. Да-да, того, которого ждали 10 минут. Маркову очень нужна загранвиза, и он очень надеется продавить эту тему с кагэбэшником за бутылкой хорошего коньяка. Выполнить маневр выхода из порта он поручает своему второму помощнику Александру Чудновскому.
Два судна идут навстречу друг другу, договорившись разойтись правыми бортами. Сухогруз ведет капитан Виктор Ткаченко. Он не сильно смотрит в иллюминаторы, предпочитая контролировать процесс через новейший японский САРП (средство автоматической радиолокационной прокладки). С «Нахимова» постоянно звонят и переспрашивают, правильно ли их поняли, что расходятся суда правыми бортами. Капитан «Васёва» уверяет, что все тип-топ, так как его ведет новейший прибор. В общем, непонятно как, но прибор обманул капитана (есть недоказанная версия, что там было еще и третье судно, на которое и среагировал прибор; есть и еще одна версия, согласно которой в японском приборе была одна советская деталь, дающая погрешность в измерении дистанции плюс-минус 50 метров). В тот момент, когда капитан «Васёва» все-таки решил оторвать глаза от экрана и посмотреть на реальный мир, избежать катастрофы было уже невозможно.
В 23:07 капитан «Васёва» Ткаченко приказывает сначала снизить скорость, а затем включить задний ход. Но 30 тысяч тонн так просто не остановить!
До столкновения остается ПЯТЬ минут!
«Петр Васёв» начинает экстренно тормозить, но, несмотря на задний ход, он в 23:12 по инерции врезается в правый борт «Адмирала Нахимова» прямо по центру судна.
«Петр Васев» входит в корму «Нахимова» на два метра со скоростью пять узлов, это чуть больше девяти километров в час (скорость бегущего человека). Продолжающий движение круизный пароход тянет за собой нос сухогруза, и тот, разворачиваясь вслед, выламывает своим бульбом часть борта и еще больше увеличивает пробоину (нос сухогруза имеет выступ, так называемый бульб, который улучшает ходовые качества судна). В правом боку «Адмирала Нахимова» образуется дыра площадью более 80 квадратных метров (это площадь просторной трехкомнатной квартиры). В обесточенный трюм «Адмирала Нахимова» начинает тут же поступать вода. С такой пробоиной «Адмирал Нахимов» обречен.
Оцепеневший от ужаса второй помощник капитана «Нахимова» Александр Чудновский совсем забывает подать общий сигнал тревоги по радиосвязи теплохода. Для находящихся на «Нахимове» людей столкновение с сухогрузом стало полной неожиданностью, хотя еще за пять минут до удара стоящим на мостике было понятно, что столкновения не избежать.
Вместо того чтобы продолжить ход вперед и как-то двигать «Нахимова» на мелководье (до берега было всего-то 4 километра), «Петр Васёв» дает задний ход.
Машинное отделение моментально наполняется водой. Пароход начинает заваливаться на правый борт. С вентиляцией на старом «Адмирале» очень плохо (и всегда было плохо), так что все иллюминаторы были открыты (это нарушение инструкции, но иначе находиться в каютах было просто невозможно) и в них тут же начинает поступать вода, еще больше увеличивая правый крен судна.
копировать
Практически сразу пропадает электричество. Потом появляется всего на 2 минуты (работает резервный дизель-генератор) и пропадает снова! Но эти 2 минуты спасают очень много жизней.
За 8 минут «Адмирал Нахимов» уходит на дно, дергаясь в судорогах, как дикий зверь. Шлюпок не хватает, а те, что есть, не получается спустить на воду: «Нахимов» так и затонул со всеми шлюпками. На воду сбрасывают надувные плоты. Это хоть что-то, хотя команда вообще не готова к такой ситуации. Выводя пассажиров с нижних палуб, погибают 36 девушек-бортпроводниц. Второй помощник капитана «Нахимова» Александр Чудновский уходит в свою каюту, запирается в ней и тонет вместе с кораблем. А примерно в это же время Ткаченко, капитан «Васёва», требует от 3-го помощника Петра Зубюка никому не рассказывать о своих действиях и пытается исправить записи в бортовом журнале.
Перед тем как уйти на дно, «Адмирал Нахимов» ложится на правый борт — те, кто находится в нижних каютах, уже обречены. В воду из утонувшего «Нахимова» попадает мазут, обломки мебели и краска. На нем еще и бочки с краской перевозили! Высота волны — два метра. Люди начинают скатываться по левому борту и падать с огромной высоты в ночное море на головы друг другу, а это больше тысячи человек! Света нет, паника, крики, стоны, мольбы о помощи, скрежет умирающего «Адмирала»...
Некоторые мужчины начинают вырывать спасательные жилеты у женщин. Многие пассажиры не умеют плавать, так как видят море в первый раз, — они прыгают в воду и сразу тонут.
В первые минуты к попавшим в беду людям спешат на помощь лоцманский буксир ЛК-90, он должен был провести «Петра Васёва» в порт, и сам «Петр Васёв». И тут на барахтающихся в воде людей всей своей стальной массой наваливается «Васёв»!
Опустить трап с «Васёва» не получается, и людям кидают какие-то канаты, так как веревочную лестницу заклинило. Кто-то успевает их схватить, кого-то хватают те, кто успел схватить канат или забраться на лестницу, а кого-то затягивает под гребной винт балкера, перерубающий людей на части. Только через 500 метров «Петр Васёв» останавливается. Лоцманский буксир принимает на борт 118 человек и с огромным перегрузом идет к берегу. С «Петра Васёва» сбрасывают еще какие-то канаты и вытаскивают на борт еще около 30 человек. Подняться по пятнадцатиметровому канату удается не каждому.
В это время из порта на помощь спешат все корабли, которые были в порту. Даже студенты из мореходки пытаются добраться на своих маленьких яхтах до тонущих в ночном море людей.
На место аварии прибывают 64 судна. Потерпевших достают и доставляют на берег всю ночь. С утра на место катастофы прилетели вертолеты и начали осмотр места трагедии в поисках людей. За все это время из воды было поднято 755 живых людей и 16 трупов. Остальные погибшие оказались под водой в чреве уже один раз погибшего бывшего немецкого трансатлантического лайнера «Берлин», получившего в 1945 году вторую жизнь под именем «Адмирал Нахимов». И это уже был настоящий конец этого гиганта.
1 СЕНТЯБРЯ
Как водится в таких случаях, из Москвы прилетают важные шишки и создают комиссию. С 1 сентября к лежащему на дне «Нахимову» начинают спускаться водолазы. Судно лежит на правом борту. Все внутри усеяно обломками мебели, кусками ковров и картин и... трупами людей. Чтобы достать тела из кают, приходится взламывать заклинившие двери. А в это время на берегу появляются родственники пассажиров «Адмирала Нахимова» и начинают искать своих в длинных списках тех, кто находился в ту ночь на борту теплохода.
Для пресечения распространения информации выжившим и их родственниками запрещают что-либо сообщать «на волю». С выжившими в первую очередь работают не медики (психологов в СССР вообще не было), а представители КГБ. Каждый выживший пишет расписку о неразглашении. От имени пострадавших пассажиров рассылаются телеграммы: «Все тип-топ, ничего страшного не произошло!» Новороссийск закрывают не только для иностранцев, но и для своей прессы. Уже отснятые материалы конфисковывались и уничтожались. В газете «Правда» сообщили, что ЦК КПСС и Верховный совет СССР выражают соболезнования родственникам погибших в Новороссийске. Без указания количества погибших, да и причины, по которой соболезновали.
В общем, начали врать — точно так же, как это делали и после аварии на Чернобыльской АЭС, да и вообще всегда.
ПОИСКИ
10 и 19 сентября гибнут два водолаза,
после этого поиски прекращают.
БАЛКЕР
ОПОЗНАНИЕ
Тела погибших людей привозили на 12-й причал порта в Новороссийске. Именно с него и ушел «Адмирал Нахимов» в свой последний путь. Сухогруз «Петр Васёв», ставший причиной этой аварии, находился здесь же напротив, на 15-м причале. Получалось, что все на причале видели сразу и жертв, и убийцу.
копировать
копировать
1 / 2
копировать
2 / 2
копировать
Официальные советские СМИ сообщают о трагедии только 5 сентября — советские дети и их родители не должны огорчаться в День знаний, когда все советские школьники идут в школу. Траур объявлять не стали, чтобы не расстраивать советских граждан.
СУД
Следствие было быстрым. В марте в Одессе прошел суд. Родственники погибших и пострадавших требовали высшей меры наказания (расстрел) для виновных, и глава правительственной комиссии Гейдар Алиев даже пообещал выполнить их требование, однако следствие на это не пошло. Обвинение предъявили обоим капитанам по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта». Серьезных доказательств вины капитанов следствие не нашло. Марков (капитан «Нахимова») покинул мостик уже после того, как судно вышло из порта и легло на курс. Обвинить второго помощника Александра Чудновского было невозможно, так как он покончил жизнь самоубийством, запершись в каюте тонущего теплохода. Виктору Ткаченко тоже никаких серьезных обвинений не смогли предъявить, кроме «опасного сближения и пренебрежения данными визуального наблюдения», что было просто «притягиванием за уши» хотя бы чего-то.
Эта трагедия оставила больше вопросов, чем ответов, так как уровень безответственности, приведший к катастрофе, сам был катастрофическим. И это просто не укладывалось ни у кого в голове.
P.S.
После освобождения Вадим Марков, капитан «Адмирала Нахимова», вернулся в Одессу и снова получил должность на Черноморском флоте: он был назначен капитаном-наставником по безопасности на пассажирских судах. Оцените уровень советской системы руководства — человека, который утопил самый большой теплоход в СССР, да еще и с таким количеством жертв, делают преподавателем безопасности мореплавания для будущих капитанов. Хотя кому, как не ему, знать о последствиях такой безграмотности. Поговаривают, что студенты не очень его любили. Умер Марков от онкологического заболевания 31 мая 2007 года. Похоронен в Одессе.
Капитан сухогруза «Петр Васёв» Виктор Ткаченко эмигрировал в Израиль и взял фамилию жены. В 2003 году яхта, которой командовал Ткаченко, утонула вблизи Ньюфаундленда, это остров у восточного побережья Канады. Ткаченко погиб, и вместе с ним погибли все пассажиры яхты. И снова ирония судьбы, так как именно отсюда он вел свой сухогруз на встречу с «Адмиралом Нахимовым» в 1986 году.