Яков Гордиенко входит в список полумифических детей-героев, созданных советской пропагандой. Кем был реально этот пацан, уже сложно сказать. За почти 50 лет советская пропаганда практически ничего не оставила от него как от человека.
Яша Гордиенко
Яков Гордиенко входит в список полумифических детей-героев, созданных советской пропагандой. Кем был реально этот пацан, теперь уже сложно сказать. За почти 50 лет советская пропаганда практически ничего не оставила от него как от человека. Взамен был создан фанатичный герой-мученик, который пожертвовал своей жизнью ради трудового народа и дела революции. Все, что мы имеем, это ФИО, одна фотография, его письма из тюрьмы и тельняшка, в которой он был на суде, — вот и все, что от него осталось. Хотя далеко не факт, что это все настоящее.
1925
Считается, что Яков Гордиенко родился 16 апреля 1925 года в семье бывшего моряка броненосца «Синоп». Его мать Матрёна Демидовна была неграмотной сельской девушкой. В семье кроме Якова было еще двое детей: Алексей и Нина. Уже с самого его рождения начинаются несостыковки. Так, совсем недавно в пгт Ширяево, что под Одессой, были найдены документы, подтверждающие, что Яша родился и прожил пять первых своих лет именно там, а не в Одессе. Учился Яша Гордиенко в 58-й школе (сейчас школа № 121), которую собрали из камней уничтоженного в 1936 году Одесского Спасо-Преображенского кафедрального собора. Скорее всего, Яша не блистал какими-то особыми знаниями и был обычным одесским пацаном того времени — смелый, хулиганистый, дерзкий парень, который рано начал подрабатывать, чтобы помогать семье. Слегка интеллигентным его к 1970-м годам сделало советское кино. В 1930-х моды на интеллигентов быть не могло, тогда это были классовые враги.
Но точно можно сказать, что Яков Гордиенко действительно стал эталоном нового советского человека.
Момент формирования убеждений Яши пришелся как раз на конец 1930-х, на те годы, когда в СССР активно боролись с внутренними врагами и готовились победить внешних. Он видел, как взрывают церкви и как новые идеологи красочно описывают радужное советское будущее. Скорее всего, он мечтал стать капитаном большого корабля или служить в НКВД, как герои революции, на примерах которых он был воспитан. И, естественно, Яша был сознательным комсомольцем. Вероятно, его мечты осуществились бы, если бы не началась Вторая мировая война.
1941
Владимир Александрович Молодцов
В июле в Одессу из Москвы присылают сотрудников НКВД, которые станут у руля партизанского движения. Операцию по диверсионной работе в тылу врага называют «ФОРТ». Как бы красиво это все ни звучало, но к войне на своей территории советские военные абсолютно не были готовы. Армейские чистки прошлых лет полностью избавили армию от профессиональных военных. Тот же начальник 2-го отделения 7-го отдела внешней разведки Владимир Александрович Молодцов, который станет у руля одесских подпольщиков, всю свою жизнь был малограмотным шахтером, а работать в НКВД пошел буквально перед началом войны. Так что готовились в Одессе к подрывной деятельности буквально на коленке, и столь быстрое уничтожение всего партизанского сопротивления в Одессе — это логичный и прогнозируемый итог.
Но вернемся к Яше. Ему 16 лет, все лето 1941-го он работает на строительстве укреплений. На момент начала войны учится в Военно-морской школе. В августе 1941 года Яша знакомится с Павлом Бадаевым (Молодцовым), который предлагает ему стать подпольщиком. Интересно, что к партизанам Яшу приводит тот же человек, который потом приведет его к смерти, — отец его друга Антон Бойко-Федорович (псевдоним «Старик»). Это Бойко познакомит Яшу с Бадаевым. Гордиенко может эвакуироваться из Одессы, но он принимает предложение будущего командира партизан и соглашается работать агентом «на поверхности». О том, что Бадаев — это сотрудник НКВД, Яша так и не узнает.
16 ОКТЯБРЯ, 1941
В Одессу входят румынские и германские войска.
Партизаны уходят под землю 16 октября — в тот же самый день, когда в Одессу входят немецкие и румынские войска. Располагаются партизаны в 12 километрах от Одессы в катакомбах села Нерубайское. Все, кто уходят под землю, оказываются слепыми и глухими — им нужны свои агенты в городе. Так что «наземным» агентам приходится постоянно доставлять информацию в катакомбы пешим путем. Зимой. Ночью. Прячась от патрулей. Частенько таким курьером работает и Яша.
В Одессе Яша Гордиенко работает под прикрытием — чистит обувь на ж/д вокзале и чинит примусы с братом на конспиративной квартире. Вскоре Яша становится командиром подпольной молодежной группы. Он самолично приглашает в нее своего брата Алешу и друзей — Сашу Чикова, Сашу Хорошенко и Фиму Бомм (все они тоже погибнут).
Яша Гордиенко
Вся недолгая война Яши и его товарищей-катакомбистов заканчивается из-за предательства своего же. Предает их «наземный» командир Антон Федорович Бойко. В руководство подпольщиков он попал совершенно случайно. Когда-то он немного поработал в сфере снабжения НКВД. В тот момент такая блатная «корочка» только добавляла ему престижа. Но вот с началом войны она сослужила ему плохую службу — его оставили в Одессе руководить агентами, работающими в городе «наверху». Бойко был начальником Яши и его сотоварищей. Горькая ирония заключается еще и в том, что Яша, сам не ведая того, подтолкнул малодушного Бойко на сотрудничество с румынской контрразведкой.
Гордиенко получил приказ убить «предателя» Алексея Садового. Достоверно никто не знал, действительно ли это предатель, но в качестве профилактики решили не рисковать и «вальнуть» проблемного товарища. Приказ уничтожить Садового получил Яша Гордиенко. Вместе с товарищем Сашей Чиковым он убил Садового в его квартире. Нет, это было совсем не так, как показано в советском фильме «Мальчишку звали капитаном». На самом деле они пришли к Садовому в гости, он попросил их уйти, и, уходя, Гордиенко выстрелил ему в спину. Такие были времена — если бы Яша не сделал этого, тогда партизаны застрелили бы его самого.
Именно этот момент, как считают историки, и дал в руки румынской службе сигуранцы ниточку к уничтожению всего одесского партизанского движения. Помогла румынам в этом еще и слабая организация конспирации самих же партизан.
Начав расследование этого убийства, румынские следователи вышли на Антона Брониславовича Федоровича, командира «верхних» подпольщиков, а дальше уже было дело техники. Федорович практически сразу сломался и выдал всех «верхних» подпольщиков. Потом он еще и карты одесских катакомб сдал. Не подпольщик, а прямо сувенир! Ну и как вишенка на торте — он выманил Молодцова-Бадаева, командира партизан, прямо в ловушку.
9 ФЕВРАЛЯ, 1942
Арестованные Межигурская, Молодцов и Шестакова.
На конспиративной квартире дома № 75 по улице Франца Меринга (сейчас это улица Нежинская) Молодцова-Бадаева, его связную Тамару Межигурскую, Яшу Гордиенко с братом и еще нескольких человек арестовали сотрудники румынской сигуранцы. Все было разыграно как по нотам, побег был невозможен. Пришли типа за Гордиенко, как за подозреваемым в убийстве Садового, а повязали всех. 11 февраля накрывают остальных «надземщиков». 15 февраля «пакуют» последних подпольщиков. Эти аресты ставят финальную точку на всем немногочисленном сопротивлении в Одессе. Фанатично преданные агенты «надземки» даже под пытками не выдают секретов. Но это особо и не требуется: без помощи агентов-курьеров, приходящих с поверхности, буквально через полгода голодные и больные партизаны-катакомбисты сами выйдут на поверхность и разбредутся кто куда. Кто-то направится в Савранские леса на поиски других партизан, кто-то (партийные работники) заляжет в избах и вернется в катакомбы (чтобы создать иллюзию активной многолетней подпольной борьбы) только перед самым приходом Красной армии, а кто-то пойдет прямиком к немцам. Все это время румынские и немецкие военные будут целенаправленно замуровывать все найденные входы в катакомбы, так что пассивное уничтожение партизанского отряда станет лишь вопросом времени.
Николау Аргир с дамой. Настоящее имя Николай Галушко или Николай Кочубей.
Советское подполье раскрыл разведчик Николау Аргир (настоящее имя Николай Галушко или Николай Кочубей — кто его знает, какое из них настоящее), который служил еще у Деникина и покинул Россию в 1918 году. В 1941-м он вернулся назад уже как сотрудник тайной полиции королевской Румынии сигуранцы (siguranță). Вот такой он, непредсказуемый круг исторических событий.
Официальная причина смерти Яши Гордиенко тоже под вопросом. Одни говорят, что его расстреляли, другие же рассказывают про смертельный удар лопатой по голове от румынского конвоира, который не хотел слушать песню в исполнении Яши в тот момент, когда их вели на расстрел. Казнили 13 партизан 27 июля 1942 года на Стрельбищном поле — это участок за Вторым христианским кладбищем. Их командира Молодцова-Бадаева и двух связных, Межигурскую и Шестакову, расстреляли двумя неделями раньше (где находятся их останки — неизвестно).
Считается, что всех подпольщиков закопали в траншее там же, на Стрельбищном поле. В ту же ночь мать и сестра Яши проникли на это поле, выкопали тело Яши и перезахоронили рядом. А потом каждую ночь приходили и досыпали горку земли на месте его захоронения, чтобы потом найти его и похоронить по-человечески. Тело второго сына они так и не смогли опознать.
1944
После освобождения Одессы 10 апреля 1944 года мать Яши идет к советским военным и рассказывает о месте захоронения Яши. Его останки перезахоронили на Втором христианском кладбище.
1945
В 1945 году начинается жизнь Яши Гордиенко после смерти. Культ мертвых героев — это официальная идеология для воспитания подрастающих советских граждан. Яшины останки снова перезахоронили — теперь на площади Советской Армии (Соборная площадь) на месте уничтоженного Кафедрального собора, напротив школы № 58 (теперь № 121), в которой он учился с братом до войны.
1964
В честь Яши Гордиенко называют улицу в Одессе, школу, Дворец пионеров и прогулочный катер. История Яши Гордиенко дает материал для нескольких книг, спектакля и кинофильма. Теперь Яша — это не простой одесский пацан, который кинулся защищать свой родной город, теперь это идеологическая советская икона! Образ, на который должны равняться все советские граждане, но особенно дети.
К сожалению, как это часто бывает с людьми, возведенными в обезличенный ранг богов, со временем они вообще перестают ассоциироваться с реальными личностями.
P. S.
После войны почти всех партизан, которые перешли на сторону врага, нашло и покарало советское правосудие. Кто-то отсидел, кого-то расстреляли. Кого-то потом даже и реабилитировали. Антона Федоровича (Петр Иванович Бойко), который выдал Яшу Гордиенко с боевыми товарищами, тоже нашли и тоже расстреляли — предателей никто никогда не любил. На фоне героизации Яши Гордиенко те же создатели культа героев практически забыли имена и судьбы большинства героев-партизан, смерть которых стала просто военной статистикой. До сих пор неизвестно точное количество людей, отдавших свою жизнь за Одессу в той войне.